Что такое гохуа?

Живопись гохуа является важной частью культурного наследия Китая. Это древнее искусство завораживает своей простотой и глубиной.

Этимология

Термином гохуа 国画 обозначают традиционное китайское изобразительное искусство. Буквально это слово переводится как «живопись [нашей] страны».

Этот термин был введен в Китае в конце XIX века для противопоставления сиянхуа 西洋画, то есть западной (заморской) живописи. Также существует и другое название шуймохуа – «живопись тушью» 水墨画, используемое в противопоставление юхуа – «масляная живопись» 油画.

Истоки

Китайская живопись появилась в глубокой древности. Ее истоки восходят к узорам и изображениям людей и животных на расписной керамике неолита. Однако насчет момента зарождения этого искусства существуют разные мнения.

Традиция приписывает создание китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи, Лу Таньвэй, Чжан Сэнъяо и У Даоцзы, жившим с IV-го по VIII века нашей эры. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что китайская живопись зародилась минимум на 1000 лет раньше.

Техника

Китайская живопись разительно отличается от европейской. Здесь образы создаются посредством линейного рисунка, тогда как в традиционных западных картинах маслом и акварелях линию можно совсем не заметить.

Изображаемые на картине объекты располагаются в соответствии с их символическим смыслом, а не вписываются в визуально воспринимаемое реальное пространство. В китайской живописи отсутствует понятие линейной перспективы, вместо него применяются законы рассеянной перспективы.

Предметы, расположенные ближе к зрителю, рисуются более темными, а те, что дальше – светлее. Таким образом, светотеневые законы в китайской живописи трактуются иначе.

Композиция картины строится на соотношении частей к целому. Обязательным является наличие пустого белого пространства, которое гармонично соотносится с заполненным.

Процесс

Чтобы овладеть необходимыми навыками, художник долго и старательно тренируется. Перед началом работы он должен хорошо представить изображение, которое собирается написать. Ведь исправить неудачные штрихи на бумаге уже не получится.

Работа ведется на одном дыхании, без перерывов. Как свидетельствуют современники великих художников, во время работы они входили в самобытный транс, особое медитативное состояние, в котором и создавали свои шедевры.

Отсюда вытекает еще одно важное отличие китайской живописи от европейской. Китайские мастера пишут свои картины без предварительных эскизов.

Традиционные материалы

Материалы для гохуа уникальны. В качестве носителя цвета в Китае используют плитки черной туши, которую растирают с водой до нужной консистенции, а также водяные краски с минеральными и растительными пигментами.

Краски и тушь наносят на шелк или рисовую бумагу различных сортов. Для письма используют кисти из бамбука и шерсти животных (коза, кролик, белка, барсук, волк и другие). Такие кисти хорошо впитывают воду и прекрасно держат форму.

Согласно китайской традиции, в завершение художник ставит на картине печать красными киноварными чернилами, которая служит личной подписью и свидетельством его авторства.

Символизм

Китайские художники стремились передать на картине внутреннюю сущность предметов, лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Им были чужды натурализм и стремление к внешнему сходству.

За тысячелетия в китайской живописи установился свой лаконичный художественный язык. Например, чтобы изобразить ночь, не нужно заливать все пространство листа черным, достаточно только нарисовать в углу окружность луны. Аромат, исходящий от цветка, можно передать посредством легких брызг краски. А изображение хризантемы будет указывать на то, что перед нами непременно осенний пейзаж.

Каждое растение, насекомое или животное в китайской живописи имеет богатое символическое значение, закрепленное в культуре. Например, сосна – символ долголетия, красный карп означает богатство, а лотос – символ совершенства. Поэтому когда китайцы дарят картины, они обращают внимание не только на их красоту, но и на скрытый смысл.

Единство с каллиграфией

С глубокой древности китайская живопись развивалась в тесной связи с каллиграфией, имея с ней общий исток.

Художники часто сопровождали свои картины стихотворной надписью, выполненной в каллиграфическом стиле, в которой выражали свой душевный настрой либо отношение к предмету изображения. Стихотворная надпись дополняла образное содержание картины.

Многие китайские художники были выдающимися поэтами и каллиграфами, органично сочетая в себе эти таланты. Известный древнекитайский живописец и литератор Су Ши (1036-1101) выступал за то, чтобы «в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия».

Стили и жанры гохуа

В китайской живописи выделяют два исторически сложившихся стиля – «гунби» и «сеи». В гунби («тщательная кисть») внимание уделяется тонкой графической проработке деталей и ясно читаемым линиям. Стиль сеи («писать идею») отличается живописной свободой, упором на выражение сущности предметов. Часто работы гохуа сочетают в себе элементы обоих стилей.

В эпоху Средневековья в китайской живописи сформировалась система жанров, которая дошла до наших дней почти без изменений. Ведущую роль в ней занимают жанр пейзажей «горы-воды» (шань-шуй), изображение малых природных форм в жанре «цветы и птицы» (хуа няо), а также портретный жанр (жэнь у хуа).

Особого упоминания заслуживают  так называемые «четверо благородных». Это четыре растения-символа, обладающие, согласно китайской традиции, качествами благородного человека.

Таковы главные особенности традиционной китайской живописи гохуа. Подробнее о каждом аспекте мы поведаем в других статьях.